Факторы педагогического воспитания
14.05.2016Один из факторов в воспитании социальной ответственности за собственную судьбу и судьбу страны и общества заключается в формировании понятий, соответствующих этой области человеческих знаний, в распознавании процессов и различных фактов и событий в жизни общества, влияющих на его развитие. Само обозначение этих событий четкими понятиями, понимание их смысла и значения для будущего развития общества необходимо для включения этой области знаний в свою сферу интересов и целей, а также для осознания возможных путей достижения целей, обеспечивающих плодотворное развитие страны и общества.
Наверное, можно утверждать, что хороший преподаватель не только передает свои знания, но и примером своего отношения к социальным проблемам, обусловленного его социальной ответственностью, создает здесь почву, на которую эти знания засеваются. Преподаватель в значительной степени определяет то, какие будут на этой почве всходы из переданных им знаний и что на этой созданной им почве из этих знаний взойдет и вырастет. Он дает молодому человеку конкретную путевку в жизнь, сопрягая преподносимые знания с социальными умениями и навыками, которыми он, особенно при осознанном отношении к данной проблеме, может снабдить вступающего в жизнь молодого специалиста. Все это еще и еще раз подчеркивает особое место преподавателя в обществе.
Преподаватель формирует духовный мир молодого специалиста, который может определить не только его профессиональный путь, но и его глубокое отношение к социальным ценностям, к тем ценностям, которые определяют нормальные условия жизни человека. Остановимся несколько подробнее на некоторых возможных конкретных примерах работы преподавателя в рассматриваемом направлении. Конечно, на практике возможные приемы и методы могут быть значительно шире. Они должны учитывать специфику аудитории, особенности личности преподавателя и другие общие и частные условия. Тем не менее примеры будут, очевидно, уместны, хотя бы для показа возможностей рассматриваемого влияния преподавателя на мировоззрение студентов, на воспитание у них социальной ответственности за себя и общество.