Математика и физика
22.02.2018Полное отсутствие связи между математикой и физикой было впервые подвергнуто сомнению в эпоху Декарта. Разумеется, профессора-картезианцы второй половины XVII - начала XVIII в. испытывали не больше симпатий к математической физике, чем их предшественники-аристотелианцы. Однако они, как и Декарт, полагали, что знание геометрии помогает научиться выдвигать ясные и четкие аргументы. В итоге курс физики стал предваряться введением в математику, которое, впрочем, первоначально занимало мало времени. Парижский профессор Жером Безуань (1686-1763), например, в 1710 г. посвятил половину двухлетнего курса философии изучению физики и менее месяца освещению пропедевтических, на его взгляд, «Элементов» Евклида. Второе поколение парижских профессоров-картезианцев было более решительным: так, в годичном курсе физики в 1730 г. математическое введение занимало три месяца и включало, помимо элементов геометрии, основы алгебры и тригонометрии.
Однако только в ньютоновскую эпоху союз физики и математики стал подлинным, ведь «Начала» Ньютона были в первую очередь математической работой. С того момента, когда космологию Ньютона начали серьезно воспринимать в континентальных университетах, курсу физики стало предшествовать подробное наставление в математике. За 20-30 последующих лет появилось новое поколение профессоров физики, преподававших свою дисциплину в значительной степени с математических оснований независимо от того, были ли они сторонниками или противниками системы Ньютона. Правда, имелись и негативные последствия произошедших изменений. Так, если во Франции в начале XVIII в. курс математики занимал меньше месяца в годовом курсе физики, то в конце века ему отводилось уже до полугода; в результате материалом физики приходилось поступаться, многие из традиционных элементов курса опускались, и его содержание стало ограничиваться изучением основ динамики и применением их в космологии. Интересует ремонт холодильников liebherrr? Профессиональные специалисты выполнят его максимально быстро и качественно.
Вышеописанные перемены происходили как раз в то время, когда познания в области естественных наук росли в геометрической прогрессии. В этой ситуации в учебном плане не было места для последних работ по электричеству и магнетизму. Таким образом, в конце периода раннего Нового времени потребность отделить преподавание физики от других философских наук стала еще более острой. Утверждение математической физики породило проблему, разрешить которую можно было лишь путем разделения философского курса на два самостоятельных.